Яков Лившиц, сеть кофеен aroma espresso bar

12 Авг

В разное время волна эмиграции подхватывала многих наших соотечественников. Едва ли приотворялись кордоны, отыскивались лазейки, и тысячи людей уезжали семьями.  Я помню, как в начальных классах школы в класс пришла мама одного мальчика и начала раздавать его игрушки и вещи. Мне достались акварельные карандаши. Но с чего вдруг? Оказалось, они уезжали в Израиль, уезжали навсегда. Мне было радостно от моего приобретения: на уроке рисования я размывала карандашные линии водой, и удивляла этим чудом канцелярии свою учительницу. Но, в тоже время, мне было грустно осознавать, что я больше не увижу своего одноклассника, который, к слову, был мне неплохим другом. В 5-м классе уехали еще двое. Один в Израиль, другой – в США. В 6-м еще кто-то переехал в Германию. После школы уехало трое. И каждый раз мне было радостно за них, но грустно за то, что мы вряд ли когда-то встретимся.

1069992_460874650674838_1563747494_n

Яков Лившиц уехал в Израиль задолго до моей истории. Но случай его не совсем стандартный. В этот раз, отпустив одного согражданина, Украина сделала отличное вложение. Ведь распробовав, что есть самого вкусного в Израиле, Яков поспешил поделиться этим с украинцами – и пять лет назад открыл в Украине сеть популярных израильских кофеен Aroma. В этом заведении вкусно все: и напитки, и салаты, и выпечка. Впечатляют большие порции, классная атмосфера. Особенно тянет в это заведение тех, кто познакомился с ним еще в Израиле, где aroma espresso bar популярен, как Starbucks в США.

В общем, у Aroma есть свой шарм, и об этом нам рассказал владелец сети в Украине Яков Лившиц.

Предыстория

Я родился в Харькове, в то время СССР. Рассказать об этом периоде жизни мало что могу, знаете, как у Высоцкого: «Час зачатья я помню неточно. Значит, память моя однобока»… До июля ‘78 года я учился в Харьковском государственном университете на факультете экономики, т.е. по окончанию ВУЗа я должен был планировать народное хозяйство. Но уже в ’79-м году я пересек границу Израиля. И с того момента живу там. У меня израильское гражданство, и это мое единственное гражданство. А в Украине, поскольку я тут родился, у меня есть право на жительство.

***

До 22 лет я жил в Украине, учился, и особой заботы о доходах не было.  Однако, когда приехал в Израиль, началась другая жизнь. Как все новоприбывшие, я сначала занимался охраной объектов, столярными работами, строительными подрядами. Интересно, что в детстве я мог часами тупо смотреть, как работают маляры или как мешают бетон. Меня это просто завораживало. Поэтому можно сказать, что перед переездом в Израиль я уже прошел краткий курс строительных работ.

***

Первый свой бизнес я открыл в Израиле в 28 лет. Это была программная компания.  Все шло прекрасно: специалистов было мало, и мы зарабатывали достаточно много. Но мы не до конца прочитали рынок, и уже через 9 месяцев компанию пришлось закрыть.  Поэтому нужно заниматься тем, что можешь понять. Рынок кофе мне понятен, программирование – нет.

Ароматная идея

Идея Аромы возникла, когда я приехал в Санкт-Петербург. Там совершенно негде было есть. После 28 лет в Израиле я привык к большим порциям салатов, определенному виду кофе. Русская и украинская кухня, конечно, вкусная, но она другая. То есть я мог получить кучу мяса, гору стейков, прекрасную грузинскую кухню, но не овощи. Поэтому я обратился к друзьям с предложением открыть Арому. Нам всего-то не хватило 250 тыс.долл. В те времена за эти деньги можно было купить помещение на Невском. И если б сегодня мы владели 200кв.метрами на Невском, Арома в Украине вряд ли б произошла.

***

И вот приехал я в Украину, а тут опять нечего есть и пить тоже. К слову, я кофеман, пью кофе в больших количествах. Поэтому я начал исследовать рынок, есть ли место подвигу? На рынок как раз входили КофеХауз, Gloria Jeans. Есть заваруха! Так, я обратился к нескольким израильским сетям. Среди откликнувшихся была Арома. Через три месяца мы уже планировали первое заведение на Димитрова.

***

Арома очень дорогой проект, она очень технологична. У нас все построено так, чтоб это был фастфуд, но не джанкфуд.

***

В среднем мы планируем окупаемость точки за 4 года.

Рост

Сначала мы планировали открыть 25 точек за 5 лет. Но произошел небольшой экономический кризис, и мы замедлили темпы. Недавно мы открыли пятую точку, и строим шестую. Тут как в анекдоте. Первая мировая. Сын с фронта пишет матери письмо: «Тут так тяжело, нужно все время воевать и воевать…». Мама ему отвечает: «Ты сына не спеши, убей врага, отдохни, убей, отдохни». Так и мы: построили отделение, посмотрели, как идет и только потом двигаемся дальше.

***

Нужно отметить, что наш темп был бы больше. Но существует проблема поиска помещений. К примеру, Арома чрезвычайно энергоемкая. Наше потребление составляет 120 КВ. С нынешней энергосистемой в Киеве, Одессе, найти такое помещение очень сложно. Таких мест единицы. И это одно из самых больших ограничений на сегодняшний день.

***

Позавчера сижу я в Ароме с маркетологами  6 торговых центров. Они говорят: «Вот вам хорошо было бы зайти в такие-то ТЦ». Я спрашиваю: «А зачем? Зачем столько торговых центров?». Они с удивление: «Ну как, в Украине самое малое количество квадратных метров ТЦ на душу населения в Европе».  Оказывается нам нужно догонять Европу, и пока мы этого не сделали, есть пространство для развития. Но, друзья, а покупательская способность? Есть ли корреляция между доходами украинцев и количеством торговых площадей? Маркетологи ответили: «Будет!». И  я только «за», но я не знаю, когда это будет, и поэтому бездумно расширяться я не вижу смысла.

Цены

А сравнивали вы цену салата в McDonalds и в Aroma? Сколько он стоит, сколько он весит, и насколько дорогие продукты он в себя включает? Реально я не знаю, сколько он стоит там, но весить он будет на четверть меньше и стоимость его ингредиентов будет намного скромнее. И если вы возьмете продукты в соответственном объеме по ценам МакДака, вы увидите, что Арома недорогая.

***

Если возникает ощущение, что тут очень дорого, то это вопрос покупательной способности, а не реальных цен. Мы в нашей политике очень просто себя определили. Есть дорогие кофейни – «Illy», «Реприза», «Волконский». Есть более масштабированные кофейни «КофеТайм» и «КофеХауз».  Мы находимся посредине. Я знаю, где я дороже на 10-15грн; но, если мы проверяем цену по весу, в еде Арома, как правило, на 20% дешевле.

Ответственность

Мы не альтруисты. Последнее, что я могу сказать о себе, что я альтруист. Я был, но вылечился. И поэтому нет кошерной кофейни. Это не бизнес. Тут даже нечего считать. Потребление мяса в Украине превалирует над потреблением молочных продуктов. Поскольку ничего кардинального с мясом мы решить не можем, вопрос с открытием кошерного заведения отпадает сам собой. Я не говорю уже о ценах на продукты…

***

Я отношусь к благотворительности, как к женитьбе. Нужно делать правильный выбор, единожды и надолго. Это должно быть близко тебе, это не должно быть вымучено. Aroma занимается благотворительностью, но мы об этом чаще не сообщаем. Например, наша сеть является участником проекта «Таблеточки», акции Славы Фроловой, мы отправляем подарки пенсионерам, собираем на утилизацию батарейки. Но есть и другие, менее публичные проекты: отремонтированное основание мемориала Менора в Бабьем Яру, проект Aroma от а до я.

***

Мы принимаем на работу глухонемых. В израильской Ароме также работают люди с синдромом Дауна. В Украине, к сожалению, мы не смогли организовать такую акцию…

PR и CRM

Да, я видел обе программы «Ревизор». Я за критику. Я считаю, что критика и конкуренция делают нас лучше. Они дают нам возможность исправляться.

***

У меня есть вопросы к объективности СМИ. Но я уже давно пережил «поиски правды». Единственное, что скажу, когда я, наконец, увидел, что получилось из второй передачи, я подумал, как у нас все хорошо. Ничего предосудительного, кстати, в показанном не было. Понимаете, мы не растим поваров, которые умеют давать ответы корреспондентам. Но есть результат, и мы исправляемся.

***

 У нас есть свой ревизор – этот далеко «не тайный покупатель», его все знают, но не знают, когда он приходит.

***

Я все время ем в наших кофейнях. Тестирую. Но если у нас что-то не так, не бойтесь – напишите мне в личку. Я очень активен в Facebook и с удовольствием отвечу.

Немного остального

В детстве мы обменивались марками: что-то продавали, что-то покупали. По обыкновению я всегда больше отдавал, чем зарабатывал.

***

Деньги – это независимость. Позволять себе то, что ты хочешь позволить.

***

В 1978 году в Харькове было тоже хорошо. Нечего было делить.

***

Страх – это очень благородное чувство. Кто не боится, тот разбивается. Если мы принимаем решение о рисках, лучше принимать с учетом страха.

***

Один из моих любимых авторов Дэн Ариэли, израильтянин, профессор психологии MIT. Экономика сегодня это не то, что изобрел Адам Смит, «самое лучшее по оптимальной цене». Наш выбор во многом нерационален, но не случаен, и вот об этом книги Ариэли.

***

Среднее – это, когда голова человека находится при температура минус 40, а ноги +80; в среднем ему хорошо.

***

Нужно жить так, чтоб вам было хорошо.

В качестве бонуса предлагаю послушать книги Дэна Ариэли: http://www.ex.ua/858068388766 В одном архиве три книги на английском языке — все три невероятно интересные, поучительные, ироничные и слушаются на одном дыхании. Они о психологии и экономике одновременно, изобилуют экспериментами и забавными выводами о том, как например, отучить людей врать или о том, как оградить себя от манипуляций маркетологов.

Один ответ to “Яков Лившиц, сеть кофеен aroma espresso bar”

  1. Ольга 3 сентября, 2013 в 12:12 пп #

    очень дорогая сеть. Маленькие порции, посредственный кофе.

Оставьте комментарий